Сборник статей известных российских и итальянских ученых и практиков искусства посвящен научным основам экспериментов в живописи, музыке, дизайне, литературе. Анализируются исторические прецеденты экспериментирования на материале русского и итальянского футуризма. Рассмотрены современные методологические и методические основания «конструирования» объектов эстетической сферы, обеспечения целостности восприятия этих объектов, «технологии» используемых при этом художественных приемов, а также проблемы художественного образования, связанные с эстетическими инновациями. Так пути русского и итальянского искусства сближаются, обнаруживая стадиальное сходство в развитии. Однако тенденции развития необходимо рассматривать через призму художественного контекста, в котором они создавались, и который во многом обусловил их национальные особенности.
В перекрестный год культуры России и Италии в ГИИ выходит из печати совместный исследовательский проект российских и итальянских авторов - «Экспериментальное искусство: влияние теории на художественное творчество», выполненного в рамках действующего Договора о научном сотрудничестве между нашим Институтом и Университетом итальянской Катаньи (под редакцией С. Ломбардо, В.М. Петрова, Н.А. Хренова и др.).
Д.В. Трубочкин предложил регулярную помощь нашего Института с литературой, пропагандирующей русское художественное наследие, как эффективной форме совершенствования изучения русского языка и литературы. Кроме того, пригласил итальянских филологов в Москву для знакомства с нашим Институтом и более детального обсуждения возможностей взаимного сотрудничества. Из Неаполя ученый последовал в г.Салерно, где по приглашению профессора театрального факультета Университета госпожи Изабеллы Инны Мауратти прочел на итальянском языке лекцию «Комедия дель арте в России ХХ века». Изучив в предшествующих поездках стилистику комедии дель арте в северной Италии (Венеции), в нынешней командировке и южной части страны, ученый пришел к заключению о реальном смещении прежних представлений о театре масок. Обращаясь к этому жанру с его разработанной типажностью, виртуозной техникой игры смыслами, использующей гротесково-пародийную зрелищность, видный театровед Д.В.Трубочкин находит факты, противоречащие широко распространенной гипотезе о единстве эстетики комедии дель арте. Прослеживая историю становления комедии дель арте именно как социального института, ученый предлагает новое видение этого художественного феномена - в контексте проблемы стилистической локализации в различных регионах Италии. Обе традиции северная и южная, при очевидной внешней моностилистичности, во многом не схожи и существуют в двух параллельных пространственно-временных измерениях. Вместе с тем, невзирая на все различия, между традициями существуют черты, позволяющие установить их безусловную преемственность. Госпожа Муратти обещала прислать литературу о сценической поэтике комедии дель арте южной Италии. Также при содействии профессора Муратти Д.В. Трубочкин привез группу молодых актеров выпускников ГТИТС*а (мастерская О.П. Кудрявцева), которые приняли участие в фестивале международной программы Баал театра со спектаклем «Эдип царь» в итальянском городе Авеллино. Московские артисты продемонстрировали совершенство сценического ансамбля, тщательную проработку технико-пластических деталей, обогащая сценический язык элементами игровой импровизации, способностью наделять далекие культурные пласты емкими символами. В свою очередь, мэтры итальянской сцены провели цикл мастер классов, высказывая интересные идеи о работе с артистами. Главным итогом командировки Д.В.Трубочкина стали завязавшиеся новые творческие контакты, был установлен погруженный в новый информационно смысловой социум научный обмен между Государственным институтом искусствознания и потенциальными итальянскими партнерами в сфере культуры.
1-а. Италия наш многолетний научный партнер. В проекте Года Италии в России Институт использовал большой накопленный научный опыт работы с итальянскими коллегами в различных искусствоведческих жанрах конференциях, изданиях совместных трудов, чтении лекций, обучения в аспирантуре и др. В настоящем году усилиями сотрудников многих отделов ГИИ этот опыт был обобщен. В роли своеобразного собирателя русской литературно театральной традиции за рубежом выступил директор ГИИ Д.В. Трубочкин в ходе мартовской командировки в Италию. Результативной оказалась встреча в Неаполитанском обществе изучения русского языка и литературы им. М. Горького. Стороны договорились о развитии обмена между нашими организациями. P
5. Проведение международных благотворительных фестивалей искусств на базе ГИИ.
Pб) научные стажировки иностранных ученых в ГИИ.
а) приглашение специалистов мирового уровня для чтения лекций и проведения мастер-класов;
4. Иностранные ученые в ГИИ:
3. Зарубежные командировки сотрудников Института с целью изучения нового научного материала для индивидуальных плановых работ.
в) участие специалистов ГИИ по зарубежному искусству в форумах за границей РФ.
б) участие ученых-руссистов ГИИ в международных конференциях за рубежом;
а) на базе ГИИ и в России под эгидой Министерства культуры РФ;
2. Проведение международных форумов:
б) Россия Испания.
а) Россия – Италия;
1. Проекты ГИИ в русле перекрестных годов культуры:
Работа Отдела международного научного сотрудничества Государственного института искусствознания за отчетный период определялась Планом научной деятельности Института за 2011 год, выстраивалась в соответствии с рядом общих мероприятий с Министерством культуры РФ, а также другими организациями.
Отдел международного научного сотрудничества
Козицкий переулок, дом 5
Международное научное сотрудничество ГИИ. 2011 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий